Сергей Гуриев Я не знаю. Думаю, что в конце концов будут, потому что деньги кончатся. Хотя пока действительно всё идёт в обратную сторону, и оборонные расходы не только не урезаны – они увеличены. И финансируются действительно опережающими темпами: половина годового бюджета на оборону была потрачена в первом квартале. Что будет в следующем году – неизвестно.
Ирина Тумакова Почему у нас оборона имеет такое преимущество? Ведь суммы несопоставимо больше тех, что нужны на повышение пенсий, а зато пенсионеры – это электорат.
Сергей Гуриев Помните, у Оруэлла в "1984": "Мир – это война", "Правда – это ложь". Так вот, в данном случае издержки – это прибыль. Это вам кажется, что оборонные расходы – это расходы. А для кого-то это – доходы. И эти люди, очевидно, для власти важнее, чем пенсионеры.
Ирина Тумакова В начале 2012 года вы дали такой прогноз: у российской экономики есть только один путь – наверх. Но в конце 2012-го начался спад. Сработали какие-то факторы, которых нельзя было предусмотреть?
Сергей Гуриев Это был просто выбор российской власти: не вести экономику "наверх". Они решили, что борьба за выживание для них важнее, чем экономический рост. Если вы почитаете "майские указы" Владимира Путина, подписанные 7 мая, то увидите, что он обещал реформы, которые приведут к экономическому росту. Но указы не выполнены, вместо реформ был выбран путь репрессий и изоляции...
Ирина Тумакова Понятно, власть хочет сохранить, простите за тавтологию, свою власть. Тогда они тем более должны предпринять какие-то меры для экономического благополучия избирателей? Или, вы считаете, они с выборами свою власть вообще не связывают?
Сергей Гуриев Они тоже хотели бы экономического роста в стране. Но не любой ценой. Они видят, что необходимые для роста реформы могут создать угрозу выстроенной ими политической системе. И они предпочитают оставаться у власти без роста, используя другие инструменты. А именно – репрессии, цензуру и пропаганду.
Ирина Тумакова Это же "вилка": рано или поздно они потеряют свою власть не из-за реформ – так из-за того, что народ станет плохо жить.
Сергей Гуриев Совершенно верно. Не бывает бесконечно живущих автократических режимов, они так или иначе трансформируются. Китай – это в некотором роде серьёзное исключение, хотя и там есть отличительные черты, о которых я сказал, они делают их автократию более открытой и конкурентной. А российской власти сегодня не позавидуешь. Рано или поздно "партия холодильников" победит "партию телевизоров".
Ирина Тумакова Ой, мы это давно слышим, а "телевизор" уверенно побеждает.
Сергей Гуриев Думаю, ни оппозиция, ни сама власть не ожидали, что пропаганда будет настолько успешной. Конечно, пропаганда подкрепляется и точечными репрессиями, и цензурой, и даже войной, но, мне кажется, даже сама власть не думала, что это будет настолько эффективно. Однако рано или поздно это закончится. Вспомните Советский Союз. Он имел идеологию, огромное количество союзников в мире, он был на самом деле сверхдержавой. Тем не менее, закончились деньги – и он прекратил существование.
Ирина Тумакова Да, а деньги кончились, когда в мире упала цена на нефть, а цена упала, когда СССР ввёл войска в Афганистан…
Сергей Гуриев Это полезное сравнение, хотя все сравнения и условны. Но тут есть существенные отличия. С одной стороны, российская экономика гораздо более открыта и гибка по сравнению с советской. Российские руководители знают об экономике гораздо больше, чем советские. С другой стороны, сегодня Россия гораздо более изолирована, чем был Советский Союз. У России сегодня почти совсем не осталось союзников. В частности, потому, что Россия, присоединив Крым, сделала то, чего не делал Советский Союз в 1980-е годы. СССР ввёл войска в Афганистан, но он не говорил, что Афганистан будет 16-й республикой. Это большая разница. В результате Россия полностью лишилась поддержки в окружающем мире. И это в большей степени делает для нас ситуацию безвыходной..."...
http://9tv.co.il/news/2015/07/31/209946.html