?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у kraevushka в 1414. Музыкальная культура Красноярска и парадоксы ее развития

Трёхтомник «Музыкальная культура Красноярска», выпущенный Красноярской государственной академией музыки и театра в 2009-2012 гг. - проект для Красноярского края важный и (пока, к сожалению) беспрецедентный. Можно, как подчёркивали гости презентации, считать его гордостью Красноярска: серьёзное, многоаспектное, достаточно фундаментальное исследование, добротно изданное. Без него теперь не обойтись любому исследователю сибирской культуры.

Авторы, которые представляли коллективную монографию на презентации в библиотеке 23 января: Любовь Георгиевна Лаврушева (исследовала историю красноярской оперы); Людмила Владимировна Гаврилова (руководитель проекта, исследователь новейшей истории красноярского музыкального искусства); Елена Викторовна Прыгун (как подчеркивает, сама из сибирской старообрядческой семьи, изучила историю музыкальной культуры города начиная с 17 века); Наталья Афанасьевна Еловская (написала вместе с Л.Г. Лаврушевой и Э.А. Ванюковой историю красноярского музыкального образования); Владимир Валентинович Пономарев (композитор и музыковед, благодаря ему в монографии представлен пласт духовной и хоровой музыки); пианист Евгений Николаевич Лаук. К сожалению, отсутствовали на презентации Владимир Александрович Аверин, исследователь народной инструментальной музыки и Эльвира Анатольевна Ванюкова, проживающая ныне за пределами края.

1 авторы

В основе исследования – архив Константина Николаевича Сементовского (1887-1966), первого красноярского музыковеда и просветителя. Рукопись его незавершённой книги «Летопись музыкальной жизни Красноярска» хранится в фондах краеведческого музея.

2 сементовский

Еще один «первопроходец» темы, названный Л.В. Гавриловой, - Борис Георгиевич Кривошея. Небольшая коллективная монография, выпущенная под его руководством 1981 году, была единственной до настоящего исследования книжкой по этой теме.

3 Кривошея

История Красноярской музыкальной жизни уникальна – утверждают авторы монографии (отсюда, кстати, непривычная структура проекта: 1 том охватывает 1628 – 1920 годы, 2 том – 1920 – 1978 годы, 3 том – 1978 – 2012 годы).

Во-первых, невероятно стимулировали местную музыкальную жизнь те, кто в разные времена по разным причинам был вынужден покидать столичные города. Потому и расцвет музыкальной жизни приходится на самые неблагоприятные исторические периоды. Особенно это видно по истории двадцатого века. События Первой мировой и последующей гражданской войны. Красноярск того времени - это город, в котором было множество музыкантов-военнопленных Первой мировой, плюс иностранные легионеры - союзники белогвардейцев, которые в плен шли со своими музыкальными инструментами. В одной из казарм военного городка была оборудована сцена, весь Красноярск ходил на концерты Симфонического оркестра военнопленных под управлением венгра Дизидерия Больдиша. Позднее бывшие военнопленные музыканты вошли в составы оркестров, обучали красноярских музыкальных мастеров… По инициативе Петра Словцова в Красноярске 20-х годов открывается народная консерватория, ставятся оперные спектакли…

Политические репрессии 30-х и 50-х годов: с одной стороны физически уничтожают музыкантов (так, в 1938 году были расстреляны все музыканты и дирижёр оркестра драмтеатра имени Пушкина), И при этом - роскошные гастрольные афиши, музыкальные лектории, самодеятельное творчество, «свежая кровь» ссыльных из центра…Красноярск заполучил, например, грузинского князя Георгия Асатиана – певца, дом которого на Урицкого, 100 стал и репетиционным залом для филармонического лектория и «дворянским гнездом» для творческой интеллигенции, пианистов Всеволода Топилина, Георгия Полянского. Отечественная война. В Красноярск эвакуируются Днепропетровский и Одесский оперные театры, артисты из других городов, организуется театр музыкальной комедии…

4 публика

Поколениями музыкантов в Красноярске была создана прочная база, благодаря которой стали возможны события, которые в обратной перспективе кажутся фантастическими, и называются «красноярским феноменом» времен П.С. Федирко. Всего за два года (1978- 79) в Красноярске были открыты Театр оперы и балета, Институт искусств, Хореографическое училище, создан Симфонический оркестр… Еще через несколько лет - уникальный комплекс концертных залов: Малый, Большой залы, Органный зал… Были приглашены молодые музыканты из Ленинграда, Москвы, Киева, Харькова, Новосибирска, Свердловска.

5 книжки


Каждый том содержит раздел «Персоналии», где собраны интереснейшие очерки, посвящённые жизни и деятельности выдающихся красноярских музыкантов. Павел Иванов-Радкевич, Владимир Ребиков, Петр Словцов, Екатерина Иофель, Дмитрий Хворостовский, Анатолий Бардин…. Для примера – фрагмент очерка Л. В. Гавриловой «Маэстро Иван Шпиллер» из третьего тома монографии, где исследуется современный этап культуры города. Очерк содержит и горькие умозаключения относительно превратностей судьбы главного дирижёра симфонического оркестра, и - неизвестные публике факты, любопытные подробности. Есть даже юношеское стихотворение маэстро:

«Облик и манера поведения самого Ивана Шпиллера… сразу выделяли его из обычного круга советских интеллигентов. С юных лет и до старости в нем всегда чувствовалась порода, хотя оставаться самим собой в окружении, где господствовали совсем иные нравы и привычки, ему было совсем нелегко.

До 1944 года семья Шпиллеров жила в болгарском городе Пазарджик, в 1944 году - переехала в Софию.

«Знаешь, Мирра! Мне так хочется переехать в Советский Союз! Я его считаю своим Отечеством, хотя я там не родился! Мне так хочется говорить на своем языке, быть совсем у себя лома, быть близко около всех - Бабушки, Сестры, Тети, Ляли... около своих настоявших, таких близких, родных!» - писал Иван Шпиллер своей кузине Марии Кнушевицкой в октябре 1948 года.

Благодаря ходатайствам в Москве Патриарха Алексия и сестры Всеволода известной певицы, солистки Большого театра Союза ССР Натальи Дмитриевны Шпиллер, семья возвратилась на родину, в Советский Союз - Иоанну было 15 лет.

«Попал я в Москву очень слабо инструментально подготовленным юнцом. Сравнивать мой уровень с уровнем учащихся в Москве было просто нельзя. Тем не менее, я хотел избрать музыку своей профессией. И мне были представлены условия, чтобы попытаться сделать невозможное. Я глубоко признателен своим родителям, они не пошли наперекор моим стремлениям...»

В небольшом сарайчике во дворе Николо-Кузнецкого храма, где служил настоятелем отец Всеволод, был помешен прекрасный «блютнеровский» рояль: там и проходил свои музыкальные университеты Иоанн, ставший в Москве по паспорту Иваном. В 1955 году И. Шпиллер получает диплом с отличием об окончании музыкального училища при Московской консерватории им. П.И. Чайковского по специальности «теоретик». Вот как представил собственный портрет юный музыкант в шуточном стихотворении:

Румян и бел лицом, как дева,
Почти с евангельских страниц.
Глаза без горечи, без гнева:
Два озера в лесу ресниц.

Рука артиста, убежденья –
A laphilosophe в 20 лет.
Манеры, голос, все движенья
И множество иных примет-
Аристократа. Мой портрет
Почти окончен.
В добавленье –
Букет вольтеровских острот,
И возраст - 23-й год!»


И. Шпиллер

Презентацию трехтомника украсили музыкальные номера:

6 Милиана Плиева и  ансамбль семьи Литвинцевых
Милиана Плиева и ансамбль семьи Литвинцевых: Илья, Владимир, Пётр.


7 виолончель
Дарья Лазаренко и Ольга Сташинская

Что будет с красноярской культурой дальше? – время покажет. Во всяком случае, прозвучал на презентации один такой оптимистичный факт: ни один медицинский вуз России, кроме Красноярского медуниверситета имени Войно-Ясенецкого не может похвастаться тем, что студентам читается курс истории музыки (не зря, значит, первым завкафедрой иностранных языков здесь когда-то был Константин Сементовский!)

В заключение - картинка, которая демонстрирует возрастной диапазон современной художественной культуры нашего города: художник Анатолий Павлович Левитин и - куда парню деваться? :) - музыкант Пётр Литвинцев.

8 Левитин и Федя


Евгения Андреева

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com