Кедровчане свой городок по-своему любят. Говорят про красивую природу, про то, что во дворе можно собирать грибы, и про хорошую экологию – "не то что в Красноярске". Население Кедрового – 5470 человек – это люди, когда-то здесь служившие, их жены, дети и внуки. Председатель совета местных депутатов Екатерина Задорожная рассказывает: кедровчане даже стихи пишут о любимом городке. И читает длинное стихотворение неназванного автора, посвященное поселку. Рефреном через него проходят строки Маяковского: "Через четыре года здесь будет город-сад". Только вот в последних строфах стихотворения – неожиданный поворот: по именам перечисляются чиновники и депутаты, виновные во всех бедах Кедрового, и те проблемы, за которые несет персональную ответственность каждый из них.
– Я нигде и никогда в жизни не видел такой ненависти людей к властям, как в Кедровом. Мы ездили туда с группой депутатов и пригласили в местный ДК жителей и администрацию поселка во главе с ее руководителем Антоном Федоруком, чтобы обсудить проблемы, – рассказывает депутат Заксобрания Красноярского края Александр Глисков. – Пришли 500 человек – десять процентов населения. Представьте, если бы в Красноярске 100 тысяч вышли, чтобы предъявить свои претензии власти… Так вот, люди буквально кричали чиновникам и депутатам, чтобы те убирались в отставку. В глаза обвиняли их в воровстве и коррупции, топали, свистели, не давали им говорить: "Чего зря болтать, мы уже знаем все, что вы скажете!" После схода я говорю Федоруку: "Может, правда вам в отставку уйти, если люди требуют? Как вы работаете-то в такой обстановке?" Нет, не хочет: "Все нормально, стандартный момент, ситуация под контролем…"
Люди в Кедровом жалуются на заоблачные коммунальные тарифы, несправедливое распределение жилья, на беззаконные увольнения и невыплату зарплат на муниципальных предприятиях. Про "коммунальный ад" в поселке готов рассказывать каждый.

– Здесь квартплата в два раза выше, чем даже в Красноярске. Я вот плачу за квартиру в 45 квадратов почти 5 тысяч, а мои знакомые в краевом центре – меньше трех, – рассказывает житель Кедрового Константин Голубков. – А за что вообще берут, спрашивается? Весной город в лужах тонет. Зимой снег не вывозят. Кругом мусор. На уборку, говорят, денег нет. Сантехники и электрики на вызов приходят с пустыми руками, только отвертки и гаечные ключи с собой: люди за свои деньги покупают проводку, изоленту, прокладки на краны, прочие расходные – у поселка денег на это тоже не хватает. Все это началось после того, как из городка военные ушли.
Этой зимой Кедровый вообще оказался на грани чрезвычайной ситуации. В январские сорокаградусные морозы угля на местной котельной почти не осталось. Подачу тепла в квартиры сократили до минимума. Поселковые власти предупредили, что котельная может остановиться совсем...
...в Кедровом есть кадетский корпус, построенный еще при Минобороны: закрытое учебное заведение, обнесенное забором с колючей проволокой. И местная котельная – та самая, что чуть не закрылась зимой. Это и есть два градообразующих предприятия. Из социальных организаций в Кедровом – школа, садик, маленькая больничка. Пара магазинчиков. Из досуга и развлечений – ничего...– Такое ощущение, что в часе езды от Красноярска нет даже намека на законность и демократию, – говорит Глисков. – Жалуются кедровчане на все. На распределение жилья: кто-то много лет стоит в очереди под номером один – а квартиры тем временем получают "нужные люди". Сотрудников муниципальных предприятий увольняют в мгновение ока за все что угодно. Было и такое, что люди, несколько десятков человек, приходили на смену в котельную и натыкались на запертую дверь – рабочих просто не пускали внутрь, и как потом оказывалось, это было увольнение. Без объяснения причин. Все, что касается сферы ЖКХ, – это вообще катастрофа. Жители, говорит Федорук, не платят за услуги? Ну, значит, вы так работаете. Когда мы приехали в Кедровый, решили посмотреть, как у них тут коммунальный комплекс работает, на который все жалуются. Никаких следов финансовых вложений не заметили, хотя они по документам были, и немалые. С водозабором в поселке ситуация критическая, с очистными сооружениями – еще хуже. Кто и за какие деньги будет доводить эти объекты до ума – непонятно. Тем более такие долги. Сейчас в Кедровом ситуация взрывоопасная. И тот сход, на котором мы побывали, это подтвердил.
Глисков направил депутатский запрос в краевую прокуратуру, чтобы там дали оценку происходящему. И получил ответ (копия его есть в редакции): оказывается, жители Кедрового в свое время сами выбрали себе управляющую компанию "Городок" и проголосовали за заоблачные тарифы. Под документами стоят подписи кедровчан. Когда люди узнали об этом, в суды посыпались иски с требованиями признать эти бумаги недействительными. Но им отказали: вышел срок давности.
Сегодня заброшенных и полуразрушенных домов и бывших административных зданий в Кедровом не меньше, чем обитаемых. Их не сносят и не ремонтируют.
– В городке полная разруха, – жалуется житель поселка Константин Голубков. – Вот обещали год назад восстановить здание детсада. С него сняли шифер, бросили рядом. Здание заливает водой, внутри все гниет, шифер растащили. Работа там так и не началась. То же и с другими зданиями. Самое интересное, что и со стороны никого сюда не пускают. Приезжали к нам люди, хотели взять в аренду бывшую офицерскую столовую. Она тоже в аварийном состоянии. Предлагали ее отремонтировать и открыть там кафе. Получили отказ. Почему? Никто не знает. Вот так у нас тут малый бизнес развивается.
В местной власти в поселке явный раскол. Глава законодательной власти Задорожная уже не надеется найти общий язык с главой власти исполнительной.
– Я избралась главой поселка в 2014 году, – рассказывает Екатерина Задорожная. – Шла на работу с лучшими намерениями. Надеялась, что построю стадион для ребят, спортплощадки, туристический комплекс. Хотела, чтобы тут город-сад был. Но оказалось, что сделать ничего нельзя. Люди все видят. Федорук поставил своих родственников и приближенных депутатов на все ключевые должности в Кедровом. До смешного доходит: у нас недавно музыкальную и спортивную школу тоже депутаты возглавили, хотя ни у одного профильного образования нет. Местным поселковым телевидением руководит жена Федорука. Главное содержание всех программ – поливание грязью неугодных. Про "коммуналку" что и говорить. То есть грамотных людей отовсюду выдавили, а удобных поставили. Сессии проводить невозможно: подконтрольные Федоруку депутаты пропихивают нужные ему решения. В общем, у нас настоящая война, только без оружия. В Кедровом всегда были проблемы, но сейчас они дошли до предела.
Сам Антон Федорук не считает происходящее в поселке трагедией...
– Если суд удовлетворит иск, это фактически будет означать гибель Кедрового, – говорит Екатерина Задорожная. – Но я надеюсь, судьи этого не допустят, они ведь тоже люди. Когда в 2007 году у Кедрового убрали статус ЗАТО и передали краю – оказалось, что поселок не готов к этому. Просто не было в Кедровом специалистов и предприятий, которые могли бы самостоятельно работать и поднимать поселок. Экономистов, юристов, управленцев. Мы же тут все ракетчики бывшие, и все это нам как снег на голову свалилось. Кедровый находится в 60 километрах от Красноярска, а ощущение такое, что мы отстаем лет на десять. Я все жду, что в нашу ситуацию вмешается губернатор. Назначил бы грамотных людей сюда нам, пусть и сторонних. А нам всем надо уйти, если по-хорошему. Мы и Путину документы по поселку передавали, когда он в Красноярск приезжал. Разберется, наверное. Хотя уже все у нас были. И Счетная палата, и депутаты, и прокуратура. А толку нет."http://www.svoboda.org/a/28432327.html