?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"...Неожиданным спасением оказалось то обстоятельство, что в послевоенные годы началась новая волна репрессий и в Красноярский край отправляли в ссылку, в том числе и музыкантов. Среди них были: Георгий Полянский пианист, который в своё время выступал с концертами за границей (в Италии), Леонид Шевчук скрипач, выступавший в Японии (впоследствии проректор и ректор Новосибирской консерватории). Б.Г. Кривошее приходилось долго обивать пороги в УВД, чтобы добиться разрешения на работу в училище этих музыкантов. Г. Полянский был назначен заведующим фортепианным отделением и руководил методическим Борис Георгиевич Кривошея кабинетом. Леонид Николаевич Шевчук вёл класс скрипки, заведовал оркестровым отделением и организовал симфонический оркестр. К педагогам старшего поколения постепенно присоединялись молодые преподаватели. Это были Людмила Прокопьевна Семенчина (фортепиано), Владимир Михайлович Сериков (баян), военрук демобилизовавшийся молодой фронтовик Юрий Владимирович Полонский (впоследствии он стал активным общественным и профсоюзным деятелем, долгое время являлся заместителем председателя Красноярского отделения Всероссийского хорового общества ВХО), Михаил Иванович Меленевский преподаватель медных духовых инструментов, создатель духового оркестра, Евгений Григорьевич Ильковский виолончелист (два года был зав. учебной частью) и др. В училище был создан ансамбль баянистов в составе 18 человек. Ежегодно проходили отчётные концерты, в газетах регулярно появлялись сообщения о количестве выпускников по разным специальностям: 1948 г. 21, 1949 г. 27, 1950 г. 24. За сравнительно короткий срок Б.Г. Кривошее удалось не просто восстановить и наладить работу училища, но и создать благоприятные условия для его активного развития. Вот данные из отчёта училища за 1949/50 учебный год [22]: В училище по адресу ул. Сурикова, 17, было оборудовано 17 классов, 44
46 из которых 5 заняты ДМШ. Из них 4 класса использовались для групповых занятий, остальные для индивидуальных. Концертный зал был рассчитан на 200 мест. Общежитие состояло из 7 комнат, рассчитанных на 50 человек! На 1 сентября в училище работали 20 штатных педагогов (9 с высшим образованием, 9 со средним, 2 с неоконченным высшим) и 11 совместителей (4 6 1); учащихся 143 (фортепиано 19 человек, вокал 25, оркестровые струнные 12, духовые 25, дирижёрско-хоровое 28, народные инструменты 34). 17 апреля 1950 года в помещении театра драмы им. Пушкина состоялось празднование 30-летия училища...

Увлечение музыкой, пением и танцами в те годы приобрело необычайно массовый характер. Этим объясняется открытие в 1957 году в старейшем учебном заведении Сибири педагогическом училище им. М. Горького музыкального отделения. Возглавил его Николай Александрович Тычинский. Выпускник Красноярского музыкального училища, после окончания Свердловской консерватории он вернулся в Красноярск, в педагогическое училище, где как раз открылось музыкальное отделение.Почти сорок лет проработал там Николай Александрович, воспитавший плеяду замечательных учеников, среди которых и Дмитрий Хворостовский. А созданный им хор стал одним из лучших в крае 25. Активный интерес к песне и хоровому пению стимулировал и композиторское творчество. Замечательные песни в эти годы создаёт Ф. Веселков. В декабре 1955 года вместе с композитором из Хакасии А. Кенелем он принял участие в пленуме композиторов Сибири, прошедшем в Новосибирске. Николай Александрович Тычинский 25 Не случайно в 1970 году Н.А. Тычинский первым в городе и крае получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»...

В это же время в Красноярске начинает активно развиваться и самодеятельное композиторское творчество. 23 февраля 1958 года в газете «Красноярский рабочий» появляется материал о песнях на стихи И. Захарова, созданных самодеятельными композиторами Н. Черемных и Л. Масленниковым. Одна из них «Сибирячка друга провожала», написанная уроженцем Боготола Леонидом Николаевичем Масленниковым, приобрела всероссийскую популярность. Выпускник Красноярского музыкального училища (1951), Николай Александрович Черемных работал баянистом в Красноярском ансамбле песни и танца, где композиторские опыты молодого музыканта поддержал руководитель ансамбля С.К. Мусин. Уже к середине 60-х годов в творческом портфеле самодеятельных композиторов находилось по несколько десятков песен, пользующихся популярностью далеко за пределами краевого центра, звучащих по радио и телевидению. Среди других событий, сыгравших важную роль в музыкальной жизни Красноярска, отметим открытие в январе 1957 года фабрики пианино «Енисей», явившейся своего рода сибирским филиалом известной Ленинградской фабрики «Красный Октябрь». Первый инструмент был собран 7 августа на нём А. Шварцбургом была исполнена «Осенняя песенка» П. Чайковского. Так как перед ним установили микрофон, «звуки первого красноярского пианино слышны были по всему краю» [29]. Возросшие потребности в инструментах объясняются увеличением количества вновь открывающихся музыкальных школ, причём не только в городе (в сентябре 1958 года открыла двери для учеников уже шестая детская музыкальная школа), но и в крае (Канск 1950, Ачинск 1953, Норильск, Минусинск 1955, Енисейск 1957, Ужур, Уяр 1958, Черногорск 1959). В июле на заводе телевизоров по инициативе инженера А.М. Эткина открывается университет культуры с двумя секциями музыкальной и изобразительной. Музыкальная представляла собой классы, занимающиеся по программе ДМШ. В июне 1957 года в Красноярске открылся первый краевой школьный фестиваль художественной самодеятельности, что говорит о формировании определённой системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах. Например, в прессе публикуется любопытный факт: в школе 11 в 1959 году существовало два хора, три оркестра, хореографический и драматический кружки, функционировал музыкальный лекторий. Свидетельством значительного расширения сферы влияния музыкального искусства на широкие слои населе- 6466 ния и усиления роли общего музыкального воспитания в обществе могут служить цифры, которые приводит Н. Масленникова в своей статье в газете «Красноярский рабочий» от 24 августа 1957 года. Она сообщает о наличии в крае 1100 хоровых кружков и 580 танцевальных. Увлечение хоровым искусством в городе было огромным. Не случайно 3 апреля 1958 года хормейстером, преподавателем музыкального училища Д.С. Можиным была организована Красноярская хоровая капелла. В её состав вошли педагоги и студенты училища, а также любители-вокалисты. В июле на смотре самодеятельных хоровых коллективов капелла получила I премию. Важнейшим итогом музыкальных процессов 50-х годов и свидетельством значимости хорового искусства в крае можно считать открытие Красноярского отделения Всероссийского хорового общества 17 ноября 1958 года. Председателем общества на учредительной конференции был избран Самуил Карлович Мусин, ответственным секретарём фронтовик, преподаватель музыкального училища Юрий Владимирович Полонский. Уже в конце декабря появляется статья П. Берзака о деятельности хорового общества. Среди документов архива Ф.П. Веселкова, который в своё время также являлся председателем общества, можно найти сведения о хоровых коллективах, объединившихся в структуре хорового общества. Это хоровая капелла под руководством Дмитрия Сергеевича Можина, хор ДК железнодорожников под управлением Олега Евгеньевича Зверькова, народный хор Алексея Николаевича Калачёва 28, хоровой коллектив педагогического училища, который возглавлял Николай Александрович Тычинский. В следующем году при Красноярском отделении Всероссийского хорового общества начинает работать музыкально-литературный лекторий, который возглавил Ф.П. Веселков. Среди музыкантов, принимавших участие в деятельности лектория, Вера Владимировна Авакумова пианистка, Алексей Алексеевич Калачёв виолончелист, Геннадий Борисович Кривошея скрипач, Леонид Курдояк певец (студент), Любовь Андреевна Полонская, Римма Ивановна Сидорова и Валентина Пьянкова (студентка) певицы, Иван Иванович Соломенников баянист, Надежда Леонидовна Тулунина пианистка. 28 Русский народный хор под рук. Алексея Николаевича Калачёва был организован при Доме народного творчества, позднее его возглавлял Константин Михайлович Скопцов. Хор приобрёл широкую популярность в стране, гастролируя с танцевальной группой (всего около 70 человек). В 1963 году коллектив выступал в Москве в Колонном зале Дома Союзов ССР на смотре самодеятельных коллективов, где был удостоен диплома I степени, подписанного Д. Шостаковичем. 65
67 В воспоминаниях Л. Полонской, опубликованных в книге «Надежда Леонидовна Тулунина человек, музыкант, учитель», читаем: «Условия, в которых приходилось выступать, были зачастую трудными: не было своего транспорта, клубы были холодные, сцены без микрофона. Инструменты, как правило, находились не в лучшем состоянии, поэтому Надежде Леонидовне приходилось перед началом концерта самой приводить их в порядок, для чего Н.Л. Тулунина всегда имела при себе ключ для настройки. Только через три года у хорового общества появился свой автобус» [30]. Программа творческого вечера Ф. Веселкова В очень короткий срок лекторий превратился в один из главных коллективов, осуществлявших большой объём музыкальнопросветительской работы в городе и крае. В архиве Ф.П. Веселкова сохранился Приказ 2 по Правлению Всероссийского хорового 66
общества от 10 января 1961 г., подписанный председателем правления, народным артистом СССР, профессором А.В. Свешниковым, где Фёдору Петровичу объявляется благодарность за активную просветительскую деятельность. В городе также высоко оценивали вклад композитора в развитие музыкальной культуры. В сезоне гг. в Красноярской филармонии состоялся творческий вечер Ф.П. Веселкова, в котором участвовали хор училища, играл А. Шварцбург, пели Р. Сидорова, Л. Полонская, Л. Курдояк и А. Гаврилов, Л. Платонова, А. Файтельберг, аккомпанировала Н. Тулунина. 67
69 В ГЛАВА 5. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН ( ) качестве знаковых событий рубежа х годов назовём ещё три. В марте 1959 года Красноярское управление культуры и Красноярский центральный парк культуры и отдыха открывают вечерний университет культуры (с отделением музыкального искусства) с двухгодичным курсом обучения. 16 ноября 1960 года в газете «Красноярский рабочий» сообщается о создании в Красноярске первой в Сибири народной филармонии. Так назывались появившиеся в то время в СССР новые организации, проводившие концерты самодеятельных коллективов (оркестров, хоров, солистов). В составе Красноярской народной филармонии были любительская хоровая капелла (рук. Дмитрий Сергеевич Можин), ансамбль гитаристов (рук. К. Русанов, преподаватель педагогического училища), солисты-певцы, танцовщики, исполнители на народных инструментах. Хор народной филармонии (1961) При Доме народного творчества по адресу Ленина, 98, два раза в неделю проводились занятия. «Записавшись в народную филармонию, сообщало объявление в газете, Вы внесёте вклад в развитие 68
музыкальной культуры нашего города» [31]. В 1963 году на Всероссийском смотре любительских музыкальных коллективов РСФСР в Москве оркестру народных инструментов народной филармонии Красноярского края был вручён диплом II степени. В ряду этих примечательных событий упомянем ещё один любопытный факт музыкальной истории Красноярска. 8 января 1962 года при ДК им. Маяковского на ул. Вавилова, 25, открыта Народная консерватория. Положение об этом образовательном учреждении находится в Фонде К.Н. Сементовского [32]. Главная его цель подготовка руководителей художественной самодеятельности. Обучение велось три года без отрыва от производства. В консерватории было два факультета: дирижёрско-хоровой и народных инструментов. Педагогический состав включал 23 человека (Д. Можин, Н. Тухватулина, Г. Асатиани, А. Янкин, Берёзова, Качаев и др.). Помимо классов для обучения игре на домре, балалайке и баяне, существовали отдельные классы фортепиано и вокала (рук. Берёзова, Асатиани, Качаев). Плата за обучение составляла 5 рублей в месяц. Помощь на покупку инструментов консерватория получала от крайсовпрофа и ДК. К апрелю 1963 года имелись 1-й и 2-й курсы, была создана хоровая капелла (52 человека), оркестр народных инструментов и русский народный хор (38 человек из состава консерватории плюс 8-10 любителей). В качестве завершающего торжественного аккорда преобразований в сфере музыкальной культуры 50-х годов можно рассматривать открытие в 1959 году долгожданного Красноярского театра музыкальной комедии с постоянной труппой. «К множеству огней по вечерам, приветливо светящихся у зданий театра, кино и клубов нашего города, недавно прибавились ещё огни краевого театра музыкальной комедии», писала газета «Красноярский рабочий» [33]. Это были огни здания, которое являлось частью ДК железнодорожников, и входило в единый с ним архитектурный комплекс. Свою историю театр начал с постановки 20 февраля оперетты И. Дунаевского «Вольный ветер» по пьесе В. Винникова, В. Крахта и В. Типота. Первым главным дирижёром был назначен С. Бедерак, главным режиссёром Я. Корнблит. Ведущие партии в этом историческом спектакле исполняли: Стелла А. Киреева, Пепита Т. Аксёнова, Янко П. Кисленко, Фома В. Эмирзиади, Филипп С. Орландо, Микки Ю. Громов, Цезарь Галь А. Мореков, Георг Стан В. Мусатов, Клементина Марич Т. Пушкарёва. 69
71 «Как сейчас помню, пишет в своих воспоминаниях Илья Лазаревич Клеймиц в книге «Полвека в лицах и фактах», открытия театра ждал тогда весь город, собрался весь бомонд: первые лица города и края, интеллигенция Но через несколько дней в «Красноярском рабочем» появилась рецензия на этот спектакль под названием «Деньги, выброшенные на ветер». Премьеру разбили в пух и прах, и, на мой взгляд, совершенно незаслуженно» [34]. Конечно, с первого же спектакля не могла труппа добиться той слаженности и художественной органичности, которая обычно рожда- 70
72 ется с годами и опытом сценических постановок. Ведь в Красноярск съехались артисты из разных городов страны, и в газетных рецензиях критики справедливо связывали недостатки постановок с трудностями роста молодого коллектива. Публика же встречала премьеры собственного долгожданного театра с восторгом. Вера Михайловна Ушакова, работавшая в театре с 1960 по 1974 год, вспоминает, что спектакли шли с аншлагами, «очередь за билетами в кассу театра начиналась от улицы Робеспьера» [35]. Стремительно на афише театра появлялись новые и новые названия: «Летучая мышь» И. Штрауса и «Морской узел» Е. Жарковского (1959), «Сильва» И. Кальмана и «Люба-Любаша» Н. Когана ( ), «Цыганская любовь» Ф. Легара и «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова ( ), «Принцесса цирка» И. Кальмана и «У моря Обского» Г. Иванова ( ) и т.д. Классика, отечественная оперетта и даже балетные спектакли: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева в постановке главного балетмейстера Анатолия Дмитриевича Гулеско (1963) 29, «Коппелия» Л. Делиба. К 1965 году в репертуаре театра музыкальной комедии было уже 36 названий!..

17 ноября появился приказ о создании при филармонии профессионального ансамбля народного танца из 50 артистов руководителем был назначен Яков Афанасьевич Коломейский (до этого времени руководивший танцевальной группой Омского народного хора). В качестве основной задачи репертуара была сформулирована необходимость отражения традиций и современной жизни Сибири. При ансамбле существовала инструментальная группа трио баянистов, к которому была присоединена вокальная группа. Об этом узнаём из рецензии на первое выступление ансамбля, опубликованной 10 декабря 1960 года в газете «Красноярский рабочий», где особо отмечалось вокальное трио в составе Л. Елесиной, Л. Беляевой и Т. Сергиенко (в дальнейшем трио будет отобрано на смотр артистов эстрады в Москву и станет дипломантом Всероссийского конкурса артистов эстрады). Спустя три года при ансамбле существовал уже оркестр из 13 музыкантов: к трио баянов добавилось 10 струнно-щипковых инструментов. С приездом в 1963 году нового художественного руководителя коллектив обрёл своё лицо ныне это известный во всём мире коллектив Государственного ансамбля танца Сибири, который на протяжении многих лет его блистательных успехов возглавлял Михаил Годенко. В 1960 году уходит на пенсию А.Л. Рябинов, при котором заметно активизировалась концертно-филармоническая деятельность, что во многом определило дальнейшие успехи краевой концертной организации в 60-е и 70-е годы. Филармонию возглавил бывший директор музыкального училища Павел Тимофеевич Берзак, художественным руководителем был назначен Ананий Ефимович Шварцбург. Именно под их руководством Красноярская филармония обрела своё яркое индивидуальное лицо. Благодаря её многообразной деятельности наш город накопил мощный музыкально-художественный потенциал, который позволил в конце 70-х годов совершить невиданный социально-культурный скачок

74 Заметный след в музыкальной культуре города оставила деятельность художественного руководителя филармонии, удивительного музыканта и человека Анания Ефимовича Шварцбурга. Его судьба необычна: 19-летним студентом консерватории, подающим надежды пианистом (из класса профессора А. Николаева), он попадает в НКВД и последующие 16 лет с января 1938 года по 1954 год проводит в тюрьмах, на этапах и в ссылке... В начале 50-х годов он был выслан на свободное поселение в город Енисейск Красноярского края. Во время одной из своих поездок по краю первый секретарь крайкома партии А.Б. Аристов познакомился с Ананием Ефимовичем и, обнаружив в нём незаурядную личность, прекрасного музыканта, добился разрешения перевести его в Красноярск. Так с 1954 года и началась работа в краевой филармонии этого музыкантапросветителя, а с начала 60-х до 1972 года он возглавлял художественное руководство. По воспоминаниям всех, кто с ним работал, Ананий Ефимович Шварцбург был человек в высшей степени интеллигентный, эрудированный, бесконечно преданный музыке и многогранно одарённый. Он выступал в самых разных ипостасях: пианиста, концертмейстера, лектора, критика, корреспондента радио, ведущего телевизионных передач. Но главное, он обладал особым организаторским талантом и необычайно привлекательными личностными качествами ему удалось собрать вокруг себя наиболее одарённых музыкантов Красноярска, а также способствовать приезду в город крупнейших коллективов и исполнителей страны. Вот некоторые цифры статистики, демонстрирующие общее количество концертов, проводимых филармонией: 73 Ананий Ефимович Шварцбург
75 1959 год 2087 концертов; 1961 год 2790 концертов; 1963 год 3221 концерт; 1964 год 4193 концерта; 1965 год 5267 концертов; 1967 год 5677 концертов; 1968 год 6833 концерта. Очевидно, что в течение десяти лет это количество возросло в несколько раз. Основными слагаемыми концертной деятельности филармонии в 60-е и 70-е годы были музыкально-литературный лекторий, ансамбль танца Сибири, собственные эстрадные бригады, гастрольные бригады Москонцерта, Ленконцерта, других филармоний страны; помимо этого, широкую панораму представляет гастрольная афиша известных коллективов и выдающихся мастеров отечественного музыкального искусства. По сравнению с 50- ми годами, музыкальнолитературный лекторий заметно изменил географию своей деятельности его концерты проходят в Красноярске, городах и районах края, включая отдалённые северные территории (Игарка, Туруханск, о. Диксон), а также выезды за пределы края. Приглашаются лекторымузыковеды из Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Большой популярностью стали поль- Опера «Русалка». Мельник А. Файтельберг, Наташа Я. Нарижная 74
6 зоваться тематические концерты-лекции: Пушкин и музыка, Ленин и музыка, Творцы музыки лауреаты Ленинской премии Причём лекции и концерты проводятся в домах и дворцах культуры, рабочих общежитиях, клубах, школах. В 60-е годы значительно обновился исполнительский состав солистов филармонии. К тем, кто работал в 50-е годы А. Шварцбургу, Е. Арутюновой (замечательная певица, выпускница Московской консерватории по классу К.Н. Дорлиак, приехавшая в Красноярск вслед за мужем, сосланным в Красноярск из Москвы), А. Файтельбергу (бас, выпускник Красноярского училища искусств (КУИ)), певцам В. Попову (проработал в филармонии с 1954-го до 1999 года), В. Абрамову ( ), присоединились выпускница КУИ (1960) сопрано Я. Нарижная (проработала в филармонии до 1985 года), Л. Полонская, Л. Беляева (перешла в лекторий из трио ансамбля танца Сибири), Л. Попова, Т. Сергиенко, выпускники КУИ 1964/65 гг. тенор А. Гаврилов и баритон Л. Курдояк, из театра музыкальной комедии пришёл В. Дмитриенко. Как и в прежние годы, в качестве концертмейстера с солистами филармонии выступала прекрасная пианистка Надежда Леонидовна Тулунина. С ней было подготовлено множество интересных программ, осуществлены записи на радио. Один из наиболее ярких проектов опера А. Даргомыжского «Русалка» была показана по краевому телевидению. Помимо этого, ставились фрагменты оперы «Евгений Онегин», опера Ю. Мейтуса «Молодая гвардия». Среди мастеров слова выделяются артист театра драмы им. А.С. Пушкина, лауреат всероссийского конкурса артистов-чтецов Константин Вощиков, Геннадий Бердников, Светлана Тарасова. С 1968 года в филармонических отчётах и на концертных афишах появляется имя скрипача Александра Ривкина (тогда ещё студента Новосибирской консерватории). В его исполнении звучат сонаты Генделя, Грига, «Крейцерова соната» Бетховена, сочинения Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Выступает А. Ривкин и в составе струнного квартета А. Юрьев, А. Ривкин, Л. Сквирский, Л. Руханкин...

Руководителем симфонического оркестра был приглашён из Москвы дирижёр Иван Всеволодович Шпиллер, последний ученик А.В. Гаука. «Шпиллер имеет редчайший дар он великолепный музыкант и прекрасный организатор... Мы формировали провинциальный оркестр, он решил превратить его в столичный, как говорится, по всем показателям. Этот человек мыслит иными категориями. Я могу сейчас ошибиться, но в Москве нам тогда разрешили создать коллектив, кажется, из музыкантов. Уже при первой беседе со мной Шпиллер сказал, что такой вариант не годится, оркестр должен иметь полный состав, то есть более ста человек. ..

Симфоническому оркестру в тот начальный период было гораздо сложнее, чем оперному театру. В первую очередь потому, что собственный зал артисты получили спустя пять лет после рождения своего коллектива. Немаловажно и следующее обстоятельство: хотя в оркестр приехали выпускники ведущих вузов страны и уже опытные мастера, всё же в первые годы музыкантов не хватало. Вполне понятно, что Ивану Всеволодовичу пришлось пригласить студентов института искусств, чтобы обрести необходимое по штату количество. Это заставило дирижёра с особой тщательностью заниматься проблемами качества звучания в каждой из оркестровых групп, добиваться сбалансированности и выровненности звучания, не говоря уже о художественных задачах. Чтобы достичь того качества, которое отличает опытные и высокопрофессиональные коллективы, требовалось время. Ко всему прочему добавлялись многочисленные повседневные и насущные бытовые проблемы, которые приходилось постоянно решать. Далеко не все музыканты, кто был приглашён в Красноярск и получил квартиры, выдержали этот сложный период становления, многие уехали Органный зал 86
88 Тем не менее, пока строился концертный комплекс на Стрелке, сезоны симфонического оркестра проходили в ДК комбайностроителей, театре оперы и балета, училище искусств, ДК им. 40-летия Октября, ДК КрАЗа, ДК им. 1 мая, Городском ДК. В рамках «симфонических понедельников», «симфонических вторников» и «симфонических воскресений» слушатели знакомились с лучшими творениями мировой музыкальной классики: прозвучали все симфонии Бетховена, Чайковского, Рахманинова. Специальные циклы программ предназначались для студентов вузов, учащихся старших классов средних школ. Ну, а с появлением собственного зала и прекрасной материально-технической базы (гримёрок, инструментов, стабильного графика репетиционного процесса) Красноярскому симфоническому оркестру стали завидовать многие коллеги из соседних регионов. Особой гордостью Красноярска стал Органный зал. 16 сентября 1982 года Римско-католический костёл на ул. Декабристов, 20, (архитектор Соколовский, ) впервые открыл свои двери в качестве концертного зала. После восстановления костёл обрел свой первозданный вид. Здание возрождали по старым документам. Проектная документация была подготовлена А. Соловьёвым и Ю. Гринберг, канделябры и торшеры изготовлены по проектам Е. Белоусова и Г. Кузакова, витражи сделали умельцы краевого художественного фонда. Восстановление было поистине народной стройкой. Вместе со строителями артисты и сотрудники филармонии на субботниках и воскресниках отработали тысячи часов ради того, чтобы получить столь долгожданный концертный зал (напомню, что тогда ещё концертный комплекс на Стрелке не был завершён). Только через год после его открытия на сцене появился орган чешской фирмы «Ригер Клосс», и зал по праву стал называться Органным. Принимал орган после его монтажа в Красноярске и дал первый концерт 16 декабря 1983 года народный артист СССР Гарри Гродберг. В этом замечательном по своим акустическим характеристикам зале в первое десятилетие его истории выступили многие выдающиеся российские музыканты: народные артисты СССР Шафран Д. и В. Третьяков, народные артисты РСФСР Ойстрах И. и Д. Башкиров, пианисты Н. Штаркман, Л. Берман, М. Воскресенский, квартет имени А. Бородина, ансамбль «Мадригал» и другие. Конечно, в первую очередь зал привлекал слушателей органными концертами. Красноярский орган оживал под пальцами замечательных органистов...

Самая печальная история связана с симфоническим оркестром, который к тому времени уже стал академическим, войдя в десятку лучших оркестров страны, а его художественный руководитель И.В. Шпиллер был удостоен звания «Народный артист России» (1990). Главный дирижёр, привыкший к поддержке руководства края, начал свои бесконечные хождения по кабинетам новой власти, взывая о помощи, рассказывая о «симфонищенском» бытии коллектива. Однако все они не имели никаких результатов. «Проблема-то на самом деле глубинная, говорил дирижёр. Я, в конце концов, только маленький человек. Я не могу перевернуть судьбу государства. Даже вместе мы не сможем этого сделать. Так мне кажется Ну, время невероятно трудное, для искусства особенно» [40] П. Беллуджи и И. Шпиллер 93
95 Вот свидетельство приехавшего из Италии дирижёра Пьеро Беллуджи, который не мог удержаться от оценки того, что представилось ему в Красноярске: «Я видел, на каких инструментах играют прекрасные музыканты Ивана Шпиллера, и понял, что денег на лучшие у коллектива просто нет. Кроме того, ощутима и низкая оплата труда. Оркестранты подрабатывают. Я их видел очень усталыми, но всегда чуткими, заинтересованными, дающими прекрасное профессиональное звучание. Представляю, какими усилиями им это даётся» [41]. В этом состоянии достаточно было одной единственной искры, чтобы разразился конфликт. И это произошло в злополучный вторник 6 февраля 1996 года, когда требование И. Шпиллера полноценно работать на репетиции, вне зависимости от возникшей, пусть и трагической ситуации (связанной с самоубийством одного из артистов), породило острейшее противостояние коллектива и дирижёра. «В основе всех шероховатостей, скажет позднее И. Шпиллер, лежит момент экономический: либо нищета, либо приближение к ней. Если человеку плохо, кого он винит? Ближайшего начальника. У оркестрантов начальник один дирижёр». Город был взбудоражен, СМИ нагородили вокруг конфликта столько, что уже было сложно разобраться, кто прав, кто виноват. В одной из газет было опубликовано обращение «Оркестр должен жить!», которое подписали В.П. Астафьев, А.С. Демирханов, А.Г. Поздеев, В.И. Прохоренков, Б.С. Иванов и др.: «Мы обращаемся к губернатору края Валерию Зубову, мэру города Валерию Позднякову, председателю комитета по культуре и искусству Геннадию Рукше, к умам и сердцам всех музыкантов с призывом приложить все усилия для восстановления добрых творческих отношений в коллективе и сохранения симфонического оркестра духовной ценности международного класса, нашего национального богатства!». Последствия конфликта стали поистине трагическими: отъезд И. Шпиллера и приказ о расформировании оркестра, подписанный руководством Красноярского края. Вот два любопытных документа, которые дополняют картину. Из интервью Б. Иванова с губернатором Красноярского края В. Зубовым (7 июня 1996 г.): «Можно ли отменить приказ о расформировании симфонического оркестра? Нет, мы этого делать не будем. Мы почти полгода не только наблюдали за происходящим в оркестре, но и старались дать возмож- 94
ность самому коллективу прийти к согласию, найти для обеих сторон достойное и приемлемое решение. На мой взгляд, они его не нашли Они не сумели договориться. Не сумели Иван Шпиллер, к сожалению, уходит я считаю, оркестр должен быть расформирован. Он уже распался, а приказ это формальность. Поэтому начнём сначала» [42]. Фрагмент письма Никиты Михалкова к В. Зубову: «Уважаемый Валерий Михайлович! С некоторым внутренним замешательством и чувством скорби узнал о решении комитета по делам культуры о ликвидации Красноярского академического симфонического оркестра Не вдаваясь в подробности, могу сказать одно решение о ликвидации два десятилетия существующего и имеющего международную известность коллектива музыкантов решение неверное, более того, по сути преступное!.. Представьте себе на мгновение, уважаемый Валерий Михайлович, что в Италии, например, закрыли театр «Ла Скала» и открыли в Милане при мэрии новую оперную труппу. Не можете? Отчего же в Красноярске центре культуры огромного сибирского и дальневосточного пространства России такое возможно? Отчего же в крае руководители хотят войти в историю «комиссарами-разрушителями», а не заботливыми помощниками уже созданного их отцами и дедами, что с гордостью они могут передать своим потомкам» [43]. Увы, всё было тщетно. 8 июня 1996 года Иван Всеволодович Шпиллер уехал из Красноярска. Вероятно, это была одна из главных личных трагедий дирижёра, его глубочайшее разочарование в тех, ради кого он покинул Москву, желая осуществить свою миссию «в деле строительства музыкального в России» (выражение самого И. Шпиллера). Именно это, на мой взгляд, подкосило его здоровье и стало причиной тяжёлой болезни, которую обнаружат в 2001 году, его ранней смерти..."...
https://docplayer.ru/62771391-Stranicy-istorii-muzykalnoy-kultury-krasnoyarska.html

Posts from This Journal by “Красноярск” Tag

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com