Nikolai Sudenko (sudenko) wrote,
Nikolai Sudenko
sudenko

Categories:

Знаменитая Красноярская 'Мотаня'

"...На правобережье нашего города трамвай пришел на смену другому рельсовому транспорту – паровозу с несколькими вагонами, который ласково окрестили Мотаней. (Вот так и хочется с большой буквы ее по имени величать.) С этой преемственности мы и начнем закрывать белые пятна. Впрочем, в этом вопросе выяснить все пока не удалось...

Мотаня ходила с 1935 года, и в этот период, похоже, паровоз перевозил и грузы, и людей, это следует из воспоминаний: «рабочие садились прямо на пол, усеянный остатками извести, цемента и угля. Женщины с трудом забирались в вагоны без подножек». (Начало воспоминаний смотрите в первом посте о трамваях.) Изначально путь использовался для подвоза к ВЭС (электростанции Красмаша) угля от станции «Злобино». В 30-е паровоз возил людей от затона и 2-го строительного участка Красмашстроя (район современной улицы Вавилова приблизительно от ТЮЗа до Торгового центра) до заводоуправления Красмаша.



А вот этот снимок – просто сокровище: настолько он информативен. Мотаня на остановке напротив заводоуправления Красмаша..."...
https://krasnojarochka.livejournal.com/8507.html


ИЗ МОИХ ВОСПОМИНАНИЙ:
...Устав изображать индейцев, товарищи мои бегали по крышам дощатых сараев, нещадно пинали футбол, ездили "зайцами"* на "мотане" до яблоневого сада. "Мотаней" называли мы маленький паровозик с пятью-шестью вагончиками, который развозил по отделенной от Транссибирской магистрали одноколейке рабочих в заводской район. Фабрики и заводы работали в три смены, так что паровозику приходилось мотаться туда и обратно почти беспрестанно, отчего он и получил это вполне заслуженное название.

Вблизи заводских цехов был разбит яблоневый сад. Но сибирский климат был слишком суров, и обязанности яблонь исполняли деревца плодоносящих ранетками, отличавшимися от яблок не только размерами, но и терпким, кисло-горьковатым вкусом. Для того чтобы появилась оскомина, достаточно было съесть не более дюжины и уже ничего не хотелось, тем более ранеток. Вместо того чтобы сказать спасибо тем, кто срывал эти почти несъедобные плоды - в основном это были сорванцы со всего правобережья - начальство почему-то усадило в саду сторожа с большой винтовкой и с небольшой зарплатой. Но уже на патроны, видать, денег не нашлось, и бедолага вынужден был заряжать огнестрельное оружие поваренной солью. По причине сего изобретения многие охотники до райских яблочек возвращались домой не только с фруктами в бездонных карманах брюк и шароваров, но и со все разъедающей солью в заднице. Все бы ничего да вот сидеть пострелянным было не совсем удобно. Меня-то Бог миловал от солоноватых подарков сторожа, - ведь и я ранее участвовал в набегах на сад, восприняв в буквальном смысле слова из популярной и даже знаменитой песенки тех лет - "и все вокруг колхозное, и все вокруг мое"...
Tags: Красноярск, комментарии, память о прошлом, транспорт, фотоархив
Subscribe

Posts from This Journal “Красноярск” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments